РЕЖИССЁРСКИЙ ДЕБЮТ ДЕПУТАТА ГОВОВРУХИНА

Одна из самых шумных новинок российского кинематографа – фильм Станислава Говорухина "Ворошиловский стрелок". С этим фильмом я и хотел бы Вас познакомить.

Сюжет его довольно прост: в одном провинциальном городе – название его нигде не подчёркивается, но в фильме это Калуга - три молодых человека из «новых русских» - сын полковника-мента, красавец студент и бизнесмен – угощаются по средам на хате бизнесмена женской "свежатинкой". В одну из таких сред любители группового секса избирают своей жертвой молодую девушку, бывшую соученицу милицейского сыночка. Заманив Катю (актриса Анна Синякина) под предлогом дня рождения и подпоив её «заряженным» шампанским, все трое лишают невинную девственности и насилуют её по очереди. Вернувшись домой, Катя рассказывает о случившемся деду (мать вынужденно занимается "челночным бизнесом" и дома бывает редко). Дед (Михаил Ульянов) пытается привлечь насильников к наказанию законным путём, но тёмные силы в лице папаши-полковника, следователя и прокурора закрывают дело за отсутствием состава преступления и "новые русские", выйдя из предварительного заключения, безнаказанно продолжают свои грязные развлечения. И без того не великий приверженец всего нового дед Иван Фёдорович решает покарать негодяев самолично, своею собственной рукой. Продав домик с участком земли (в романе это, правда, дача), он едет в Москву, покупает нарезную винтовку с глушителем, оптическим прицелом и разрывными патронами и открывает по средам охотничий сезон на насильников внучки. Первому он отстреливает инструмент насилия, другого через неделю взрывает вместе с ничем не повинной "БМВ", третий сходит с ума от страха. Зло наказано, левосудие восторжествовало.
Фильм сделан неплохо и рассчитан на самые низменные инстинкты широкой, бедной публики. Он буквально пронизан неприкрытой злобой к переменам, к новым Начальникам и "новым русским", при этом скудности лексики последних позавидовала бы сама Эллочка Щукина. Торговцы у Говорухина отвратительны, следователь – продажный садист, испытывающий удовольствие от унижения изнасилованной героини. Сам же следователь, видимо, тесно связан с проститутками (звонок по телефону во время допроса и проститутка Сапрыкина перед кабинетом). Кстати, Сапрыкина – абсолютно неправдоподобная шлюха, её появление в кадре абсолютно ничем не обосновано и в романе отсутствует. Может быть, исполнительницу этой небольшой роли Говорухин просто обещал снять в кино за какие-то только ему известные заслуги.
Литературной основой сценария послужил роман Виктора Пронина "Женщина по средам". Пронин – автор серии книг под общим названием "Банда": "Банда-4", "Банда-5" и т.д. Роман "Женщина по средам" опубликован в сборнике "И снова банда..". Однако, Говорухин позволил себе отойти от романа довольно далеко. Секретарша у Пронина, у Говорухина Катя помолодела до школьницы, которую режиссёр для большего правдоподобия даже снабдил отчеством из рязановской "Дорогой Елены Сергеевны" - известной картины, где школьница подвергается насилию своих же одноклассников. Честный участковый милиционер Лёша живёт у Пронина в одном доме с дедом, а у Говорухина – в полуразваленной избушке с печным отоплением и всеми удобствами во дворе. Отца насильника Вадима Пашутина, сыщика, полковника милиции из городского управления Внутренних дел, режиссёр превратил во всемогущего монстра из непонятной структуры где-то между милицией и ФСБ. Короче говоря, враги Героя повсеместны и всемогущи, и бороться с ними может только Человек с ружьём.
Логика Говорухина проста: всё, что служит правому делу в его понимании, оправдано. Продавцы боевого оружия – преступники, хапуги и по меньшей мере мерзавцы, дед Иван Фёдорович – ангел и Народный Мститель. Вроде бы далёкий от религии дед уверен, что за его спиной – сам Бог. Это становится ясным из его фразы, когда он узнаёт о том, что из соседнего дома уехала знакомая и оставила ключ от квартиры, из которой так хорошо стрелять по насильникам. Однако, из-под нимба говорухинского бога всё время пробиваются рога Сатаны. Пенсионер Фёдорыч постояннно и безнаказанно оскорбляет должностных лиц и угрожает им. Следователь у него – сволочь, прокурор – засранец и кровосос, дед постоянно грозит найти управу и на них, и на полковника, и на всех, кто мешает бедняге вернуться в Светлое Прошлое.
Отставной железнодорожник (у Пронина дед был механиком по точным приборам, то есть почти интеллигентом, но у Говорухина он из тех пролетариев, кто вёл Наш Паровоз к Коммуне) знает цены на оружие в Москве из телепередач. Таким образом автор проходится и по телевидению, хотя здесь он в какой-то мере прав: постсоветское телевидение растеряло массу положительных качеств и, в некоторых передачах, в поисках пути к бульвару докатилось до помойки.
Палитра нового Говорухина чрезвычайно бедна и различает только два цвета: белый и чёрный, без каких бы то ни было оттенков. Он делит мир современной России на хороший старый и плохой новый.
Когда-то давно режиссёр Станислав Говорухин снимал такие хорошие фильмы, как "Вертикаль", "Место встречи изменить нельзя", "Белый взрыв", "Контрабанда" и др. Фильм "Ворошиловский стрелок" – дебют депутата Станислава Говорухина, его попытка использовать художественный кинематограф для декларирования своей политической программы, уже показанной им до этого в документальной серии фильмов "Так жить нельзя" и "Россия, которую мы потеряли". Девушка Катя в картине Говорухина – изнасилованная Русь, спасти которую может только старый Советский Союз методом открытого террора, направленного как против насильников, так и против якобы прикрывающей их органов государственной власти. И к этому террору откровенно призывает депутат Государственной Думы Российской Федерации Станислав Говорухин. Что ещё раз убеждает в том, что настоящую Россию депутат ГовоВРУхин ещё не нашёл.

© World copyright by Arthur Werner

Scroll to Top