ПРИТАЛЛИНЫЙ СИЛУЭТ ПОБЕДЫ

Решение Эстонского Союза конькобежцев (EUL) принять у себя чемпионат Европы по фигурному катанию никак нельзя назвать скоропалительным. Скользить по льду на фигурных коньках эстонцы научились от прибалтийских немцев ещё в конце XIX века, хотя официальной датой рождения национального фигурного катания считается 26 февраля 1917 г. В этот день состоялся первый чемпионат Эстонии. Первый чемпионат континента в Таллине ждали почти 93 года.

Особыми рекордами местное фигурное катание поначалу похвастаться не могло. Заметные успехи пришли только после вхождения республики в состав СССР. Фигуристка Вайке Падури-Кальювее (1911-1995), в 1930 году ставшая чемпионкой Эстонии, в 1941-1948 годах очень неплохо выступала на чемпионатах СССР в женском одиночном и в парном катании, а заодно и в танцах на льду, завоевав в общей сумме девять медалей.


Пеервыые эстоонскиие фиигуриисты
Фото: http://www.frogsonice.com/skateweb

В феврале 1945 года, ещё во время второй мировой войны, Вайке Падури, уже в возрасте „ветерана сцены“, выиграла в Горьком первенство страны в одиночном катании среди женщин и стала первой эстонской чемпионкой СССР. Как-то плохо срастается этот факт с нынешними утверждениями эстонских властей о том, что их маленькая страна десятки лет страдала в тисках советской оккупации – поработители никогда не награждали спортивными медалями жителей завоёванных территорий. К тому же, „оккупированные“ отнюдь не гнушались принимать награды из рук „оккупантов“.
В восьмидесятые годы минувшего века мир фигурного катания восхищался блестящей танцовщицей Ольгой Воложинской. Начав карьеру в Таллине, она продолжила кататься в Москве в паре с Александром Свининым у Аллы Беляевой, потом у Елены Чайковской. Завоевав место в сборной СССР в 1980 году, танцевальный дуэт Воложинская/Свинин в 1983 году выиграл "серебро" на чемпионате Европы в Дортмунде. На чемпионате мира того же года в Хельсинки они были четвёртыми, а в 1984 году, на Олимпиаде в Сараево, заняли седьмое место. Сегодня Воложинская – очень востребованный хореограф в мире фигурного катания, но живёт не на родине, а в США.
После развала СССР Эстония стала отдельным государством и восстановила когда-то существовавший союз конькобежцев (EUL). С 1992 года эстонцы начали выступать на чемпионатах и Олимпийских Играх под флагом своей страны. На ЗОИ-1992 в Альбервилле фигурное катание прибалтийской республики представляла Ольга Васильева, ученица тренера Тийу Валгемяэ, на трёх последующих – Маргус Херниц, которого мандатная комиссия предпочла не менее успешному носителю иностранного имени Роману Мартыненко. На чемпионате Европы 2001 года в первую десятку вошла спортивная пара Виктория Шкловер/Валдис Минталс. Постепенно в стране росла талантливая молодёжь, наработали опыт европейского масштаба такие тренеры, как Ардо, Юлия и Лийво Ренники, Ирина Кононова, фея эстонского танца на льду Леа Ранд и их коллеги. А после того, как мощную школу с практически собственным Дворцом спорта открыла в Таллине известная фигуристка Анна Кондрашова-Леванди и за несколько лет вырастила немалое количество неплохих фигуристок, EUL решился проводить у себя, на просторах родины чудесной, международные соревнования – для начала на уровне юниоров. Проводил неплохо. Через несколько лет, окрылённый хвалебными песнопениями типа „Таллинской улыбкою согрета, радуется наша детвора“, Эстонский союз конькобежцев подал заявку и получил чемпионат Европы, причём предолимпийский, который привлёк внимание мировых средств массовой информации намного выше обычного.
Чемпионат континента – это три года подряд полуфинал чемпионата мира, а на четвёртый – полуфинал Олимпийских Игр. На чемпионате мира после Олимпиады чаще всего выступают только те фигуристы, которые либо ещё не докатились до олимпийского пьедестала почёта, либо уже пролетели мимо него.
Итак, к середине января гостиницы Таллина заполнились фигуристами, тренерами, хореографами, родителями и болельщиками, судьями, специалистами и прочими функционерами ИСУ, а также наблюдателями со всех континентов. Плюс журналистами, фотожурналистами, телевизионщиками и, разумеется, фанатами.
В велоспорте есть понятие „Гонки за лидером“. Нечто подобное ожидалось в трёх разрядах фигурного катания: мужском одиночном, парном и танцам на льду. Явных, бесспорных лидеров в европейском женском одиночном катании, назвать было сложно. Хотя, справедливости ради, должен отметить: далеко не каждый фигурист и не каждая федерация ставят своей целью место на пьедестале почёта. Для одних это – место в первой пятёрке, для других – в первой десятке, третьим важно хотя бы дойти до финала.

В первый день в Таллине парили


Наконец, во вторник 19 января, перед участниками и гостями этого исторического для прибалтийского государства события распахнулись двери концертно-спортивного комплекса Saku Suurhall, вмещающего до 10.000 посетителей, 7200 из них – сидя.

Первая „пристрелка мест“ прошла в послеобеденное время, когда танцорам предложили исполнить своего рода строевые занятия под названием „обязательный танец“. В этом упражнении главный фактор – состав судейской бригады под наблюдением главного экзекутора, называющегося техническим контролёром.
Пар, желающих исполнить „танго романтика“, было двадцать шесть из девятнадцати стран, достойных – на порядок меньше. За неизвестное в астрономии понятие „звёздное место под солнцем“ боролись россияне, французы, итальянцы, шотландцы из Великобритании и примкнувшие к ним израильтяне белорусского происхождения и американской выучки. Но чемпионат – не праздник, и по серьгам здесь раздают далеко не всем сестрам. Посему пятёркой лучших романтиков судьи велели считать сверху вниз следующих танцоров: Оксану Домнину/Максима Шабалина, Яну Хохлову/Сергея Новицкого, итальянцев Федерику Файеллу/Массимо Скали, шотландских горцев, сестру и брата Керр и французов Натали Пешала/Фабьена Бурза. Несмотря на то, что движения Максима Шабалина напоминали походку Зиновия Гердта: у покойного артиста тоже не сгибалось колено после полученной в бою травмы.
Вечером, после окончания словесной диареи и традиционной церемонии парадного представления всего, что имелось в закромах эстонского фигурного катания, на лёд покатились пары, стремящиеся уже в короткой программе показать, кто есть ху. Правда, в этом, самом тяжёлом разряде фигурного катания из двадцати одной пары в серьёзные можно было заранее зачислить пять дуэтов: три российских, один украинский и один немецкий.
Причём от третьей российской пары, учеников пермской школы Веры Базаровой и Юрия Ларионова, хотелось ждать многого: вице-чемпионы мира среди юниоров два года катались на родном катке без права участия в международных соревнованиях и, наконец-то вернувшись в строй, тут же завоевали бронзовую медаль на первенстве страны. Хотя, конечно, верилось и в то, что на чемпионате Европы не допустят ошибок Юко Кавагутчи с Александром Смирновым и не подведут нервы партнёршу в дуэте Мария Мухортова/Максим Траньков.
Было очень интересно посмотреть, как прокатаются чемпионы мира, Алёна Савченко/Робин Шолковы, так как в начале своего последнего „любительского“ сезона нервная система и силы Алёны, казалось, были истощены едва ли не до предела – если только это бессилие не было очередной клоунадой «на жалость». А замах у неё был на, как минимум, золотую олимпийскую медаль в Ванкувере.



Алёна Савченко/Робин Шолковы. А счастье было так возможно, так близко..
Фото: www.facebook.com

Вышла на лёд Савченко в плохо сделанном костюме печального, плачущего белого клоуна Пьеро (какие-то жуткие пуговицы спереди и не менее вульгарные розочки сзади) и, наверное, вряд ли сама осознавала, насколько близок этот костюм своей носительнице. Короткая программа "немецкой" пары была бойкой, хотя не очень чистой, но оценена на 0,2 балла выше, чем более высокое по всем параметрам катание Юко и Александра. Засудьи, надо полагать, натянули маски Януса и на всякий случай улыбнулись и нашим, и ненашим. Не положил бы я на отруб даже ногтя большого пальца за то, что украинцы Татьяна Волосожар и Станислав Морозов были лучше Веры и Юрия. Уральцев подвёл слишком ранний стартовый номер.
Неплохо откаталась и вторая российская пара, Мария и Максим, выйдя на третье место.

Таллин – наша слава боевая…


В среду, как бы это назвал прапорщик из анекдота, „от забора и до обеда“ своё мастерство вкратце показывали представители лучшей половины человечества. Зрелище чем-то напоминало отбор медицинской комиссией военкомата призывников в разные рода войск. Кого в кремлёвскую охрану, кого в авиацию или на море, а кого и в стройбат.



Стефан Ламбьель, офицер швейцарской гвардии
Фото: www.facebook.com

Среди тридцати восьми призывников олимпийский чемпион прошлых Игр Евгений Плющенко стартовал двадцать первым, в без пятнадцати минут пятнадцать часов, а его основные соперники на место лейб-гвардейца: Стефан Ламбьель, Бриан Жубер, Томаш Вернер и Самюэль Контести – двумя часами позже. Так что Жене и его Жене пришлось довольно долго ждать конца и мечтать, чтобы тот стал победным. Правда, мечта уже была подкреплена солидным фундаментом: в короткой программе Женя показал рекордное количество почти безупречно исполненных прыжков, классные вращения (четвёртый уровень) и не совсем чистую дорожку шагов (второй уровень). Посему, несмотря на нехватку скорости, Плющенко закончил катание с рекордной оценкой 91,30 балла. Если не ошибаюсь, его оценка за короткую программу в Турине была ниже.
Надежда российского мужского одиночного катания, Сергей Воронов, осталась несбывшейся. Питомец Алексея Урманова (не хочу употреблять слово „ученик“, так как этому Урманов Воронова точно не учил) выступил, грубо говоря, спустя рукава и штаны, заработав всего 60,27 баллов. Не очень оправдали свои собственные надежды Стефан Ламбьель, накатав всего на 77,75 баллов, Самюэль Контести с его 75,90, и мой названный сынок Томаш Вернер, не сумевший заработать более 72,75 баллов. Чешский фигурист неплохо входил в прыжок, но забывал, как из него выходить.
Последним катался Бриан Жубер. Смазав одну комбинацию прыжков, француз показал красивую, сложную программу, оцененную на 88,55. В результате первая пятёрка гвардейцев выглядела совсем неожиданно: Плющенко, Жубер, Понсеро, Бжезина и Ламбьель. Но, как говорится, в этом разряде был ещё не вечер. Вечер у мужчин был в четверг. А ночь со среды Евгений спал спокойно. Или неспокойно – если так решила его жяна.

А вечером первые шестнадцать спортивных пар показывали соперникам зубцы в произвольной программе. Уральцам Вере Базаровой и Юрию Ларионову опять не повезло: пятое место определило их в предпоследнюю стартовую группу, а неласковый жребий выставил ребят на первое место в этой группе. К тому же, это всё-таки была их первая в жизни произвольная программа на чемпионате Европы. Может быть, поэтому на старт они вышли с небольшим, но ощутимым чувством страха. Катались хорошо, хотя от неуверенности один параллельный прыжок завалили, с другого Вера при приземлении упала. Были и другие, мелкие помарки, но оценка была вполне приличной: 104 балла. А в общем зачёте – 159,84 балла, что сохранило за ними пятое место.
В четвёрке последних пар, каждая из которых мечтала стать первой, роль зачинателей выпала Мухортовой и Транькову. Макс и Маша были явно в боевом настроении и показали неплохой класс катания, но с многочисленными помарками. Правда, судьи предпочли часть помарок благородно не заметить. Юко Кавагутчи и Александр Смирнов прокатались почти чисто и получили очень высокую оценку, давшую им право называться чемпионами Европы 2010 года. За ними катались Татьяна Волосожар со Станиславом Морозовым – красиво, но грязновато, как нечищеные балетные туфли – и остались четвёртыми. А последними на льду были те, кому судьи подарили первое место в короткой программе, Алёна Савченко и Робин Шолковы. Я не знаю, больна ли Алёна или просто истощена до предела, но каталась она, что называется, на честном слове и на одном крыле. А её партнёр включил внутренний автопилот и следовал за ведущей. В результате немецкая пара Савченко-Шолковы получила у судей второе место и серебряную медаль. Мечта о звании олимпийских чемпионов Ванкувера спустилась одной ступенькой ниже.

Там, где мало оригинала


Ранним утром четверга я застал в холле официальной гостиницы для участников церемонию, похожую на подготовку к траурному шествию. Как выяснилось из разговоров со спортсменами и тренерами, им просто делали выкидыш на Родину. Из-за неумных реформ президента ИСУ Оттавио Чинкуанты, снизивших поступление денег от телевидения едва ли до нуля, бюджет Международного союза конькобежцев усох от арбуза до изюминки. Так что теперь все спортсмены, закончившие выступления, а также не вошедшие в финал (за исключением медалистов и участников показательных выступлений), обязаны немедленно освободить места в номерах и за столами и катиться восвояси. Поскольку фигуристы, да и их наставники до окончания соревнований в своём разряде просто не имели времени пообщаться друг с другом, едва ли не все садились в транспорт до аэропорта со слезами на глазах.
Вынужденные, но дурацкие меры сказались и на журналистах, и (через них) на всех любителях нашего прекрасного вида спорта. Дело в том, что только после окончания соревнований спортсмен снимает напряжение и охотно рассказывает представителям СМИ о себе и о своих планах подробно, а не отделывается короткими "да" или "нет".

В час дня начался оригинальный танец, который по скуке мало уступал обязательному. Нынешний танцевальный Устав ИСУ более похож на строевой, поэтому оригинальности в танцах становится с каждым годом меньше и меньше. По принципу: „Шаг вправо, твиззл влево считаются побегом из правил, технический контролёр и специалист снижают без предупреждения“.
Оригинальный танец Оксаны Домниной и Максима Шабалина, против которого резко выступили представители австралийских аборигенов (самые страстные в мире фанаты и знатоки фигурного катания), на поверку оказался дымовой завесой. Помимо стабилизатора, оба колена Шабалина были зафиксированы жёсткими повязками, которые Линичук завесила пучками зелени (по странному вкусу той же Линичук или её костюмера такая же зелень покрывала и "грудинку" Домниной). Танцевала одинцовско-делаверская пара красиво, но колени Шабалина оставались почти несгибаемыми, как шея бронзового солдата. Видимо, за отвагу Максима судьи дали им очень высокую оценку в 61,49 балла.
Яна Хохлова с Сергеем Новицким показали нечто совсем иное и новое. Сменив костюмы, движения и музыку, юноша и девушка показали горячую русскую пляску с элементами балета, в котором батманы Яны не уступали батманам Анастасии Волочковой. Но, к сожалению, Сергей за что-то зацепился коньком, смазал шаг и, в результате, пара заработала меньше, чем товарищи по команде – 58,59 балла. Третье место.
Как всегда, искромётный танец был у итальянцев Федерики Файеллы и Массимо Скали.



Федерика Файелла/Массимо Скали - evviva,Italia!
Фото: www.facebook.com

Наконец-то, из искры возгорелось пламя, и их танец был признан лучшим (61,68 балла), что подняло пару после двух танцев с третьего места на второе. Брата и сестру из Шотландии, Шинед и Джона Керр, тренер зачем-то одел в костюмы американских ковбоев. А ковбои, как известно, пьют не скотч, а бурбон. В результате этого несоответствия у ребят закружились головы, и несколько вращений они сделали как под кайфом. 57,05 балла, пятое место.
Последними стартовали очаровательные французы, Натали Пешала и Фабьен Бурза, благодаря которым их тренеры, Александр Жулин и Олег Волков, ввели в русский язык два новых глагола: «опешалеть» и «обурзеть». Великолепный танец ковбоев до захода в салун. 60,08 балла, четвёртое место.

Мужчины кончили, женщины разогрелись


По просьбе телевидения, финал соревнований в мужском одиночном катании начался во время выхода на дежурство Ночного дозора. Пришлось ждать.
Сергей Воронов, постоянно недопрыгивающий до собственных возможностей талантливый ученик Олимпийского чемпиона Алексея Урманова, был вынужден стартовать в так называемой „группе дошедших до финала лузеров“, поэтому сумел подняться с семнадцатого места лишь на двенадцатое. Скорее всего, в Ванкувер пошлют Артёма Бородулина.
Мой чешский „сынок“ Томаш Вернер, один из талантливейших фигуристов Европы и вполне реальный конкурент любому из первой тройки, не смог побороть в себе внутреннего лодыря и произвольную программу отвалял ещё хуже короткой. Результат – десятое место в общем зачёте и моя убедительная просьба: либо кататься лучше, либо сменить фамилию, чтобы не позорить "татку", то есть меня. Неважно катался и его земляк, Михал Бжезина, но он молод и у юноши сказалось отсутствие опыта и прыжка в четыре оборота.
Не совладал с нервами француз Янник Понсеро, третий после короткой программы. Седьмое место в произвольной и шестое в общем зачёте – это не голубая мечта фигуриста. Даже если бы он сам был „голубым“, которые нынче в мужском одиночном катании (особенно в США и Канаде) числятся сексуальным большинством. Зато вполне стабильно исполнил произвольную программу украинец Антон Ковалевский. Жаль только, что стабильности ему пока хватило только на четырнадцатое место.
Очень и очень неплохо начал прокат француз Бриан Жубер. Правда, потом прокат оказался со многими помарками, да и хореография была хотя и лучше, чем у Плющенко, но хуже, чем у Ламбьеля. Пришлось французу удовлетвориться бронзовой медалью.
Евгений Плющенко вышел на лёд после Жубера, уже зная его оценки. Мишин и он приняли решение катать программу в облегчённом виде – например, без комбинации из двух четверных прыжков подряд. А с прыжком 4Т-3Т Евгений справился без проблем. Удались ему и остальные прыжки (правда, первый тройной лутц он недопрыгнул, но потом его повторил уже каскадом 3L-2T. Опасения, что Женя не сможет справиться с дорожкой шагов, не оправдались – там проблем не было.



Тройка лучших скакунов Европы - кто коренной, кто пристяжной?
Фото: www.facebook.com

Я заметил у фигуриста только два недостатка: довольно слабые шаги между прыжками и слишком длинный язык, опережающий ум. На пресс-конференции Плющенко непонятно зачем сделал обосрение соперников, а за собственную подготовку поблагодарил жену Яну, а не тренера Алексея Мишина. Но, поскольку чемпионат Европы – не игра „Что?“ „Где?“ „Когда?“, за такие высказывания спортсменов не штрафуют.

Помня библейское изречение о том, что „там последние будут первыми“, швейцарский „возвращенец“ Стефан Ламбьель, наоборот, выступил просто блестяще – с точки зрения музыки, эстетики и хореографии. Но его чуть-чуть подвела техника прыжка: при выходе из четверного „тулупа“ Ламбьель коснулся льда рукой, ошибся в исполнении „сальхова“ и слегка навалял в дорожке шагов. Чем заметно облегчил победу Евгению Плющенко. Но и сам поднялся с пятого места на „серебряное“.

Таллин – нашей юности полёт


Видимо, в преддверии полного возвращения к матриархату, девушек на исполнение короткой программы вышло аж сорок две. Среди них – две моих любимицы из Санкт-Ленинбурга и Москвы, Алёна Леонова и Оксана Гозева, и чемпионка России, Ксения Макарова, с которой я пока мало знаком – она живёт в США. Но её родителей, спортивную пару Игоря Борисовича Москвина, Лариса Селезнёва/Олег Макаров, я в своё время очень уважал. Добралась, наконец, до Таллина и моя самая главная любимица, грузинское чудо Элене Гедеванишвили. Специально для того, чтобы посмотреть на свою стипендиатку, в Saku Suurhall даже заехал президент Грузии, Михаил Саакашвили.
В первой порции из двадцати одной фигуристки смотреть стоило лишь некоторых, включая люксембурженку Флёр Максвелл, украинскую спортсменку Наталью Попову и белорусскую – Екатерину Пахамович. Но Максвелл была в плохой форме и закончила катание тринадцатой из двадцати одной. А вот Попова и Пахамович поделили между собой первое и второе места.
Вторая, и в данном конкретном случае, лучшая половина стартовала после почти часового перерыва. Уже в первой группе можно было увидеть трёх очень интересных девиц: турчанку Тугбу Карадемир, победоносную итальянку Валентину Маркеи и заезжую россиянку Ксению Макарову. В варианте Маркеи – Карадемир – Макарова они довольно долго возглавляли общий список. Милейшая хулиганка Оксана Гозева, что с ней, на беду Виктора Кудрявцева, случается нередко, огозела и вела себя как девушка, падкая на лёд. Правда, до участия в финале всё-таки доехала. Алёнка "чемпиёнка" Леонова, которой, на мой взгляд, уже нужен мужчина (тренер), каталась после сильной швейцарки Сары Майер, что втиснулась между Маркеи и Макаровой, и пыталась доказать, что в алфавите „Л“ стоит выше „М“. И доказала – хотя, как и на тренировке, закончила прыжок тройной флип приледнением не на лезвия, а на самую попу-лярную точку. За Леоновой на лёд вышла венгерская фигуристка Юлия Себестьен – и проскочила на второе место. За Юлией каталась вернувшая полную спортивную форму итальянка Каролина Кёстнер – и скинула россиянку с высшей строчки. Ко всем несчастьям Алёны Леоновой добавилась королева солнечной Грузии Элене Гедеванишвили, которую судьи как минимум за красоту, богатство форм и присутствие президента страны поставили на второе место, выше неё. Это, конечно, не то, что приезд Путина в Гватемалу, но всё-таки. Но и грузинское счастье длилось недолго, и было искромсано острым финским ножом по имени Кира и фамилии Корпи. Очаровательная финка легко вкатилась на ступеньку чуть ниже Кёстнер. Из оставшихся фигуристок изменения внесла только Лауро Лепистё, и первая пятёрка теперь выглядит так: Каролина Кёстнер, Кира Корпи, Лаура Лепистё, Элене Гедеванишвили и Алёна Леонова.

Кончен бал, погасли свечи


В связи с тем, что многие гости этого сайта не знакомы ни со мной, ни с моим стилем, перед началом последнего рассказа о танцах я хотел бы сделать одно признание. По моему глубоко личному мнению, лучшей танцовщицей России для меня по-прежнему остаётся Екатерина Рублёва, за которой следуют Оксана Домнина и Яна Хохлова. К Максиму Шабалину я отношусь с сочувствием и уважением. С сочувствием потому, что он катается с двумя партнёршами – Оксаной и болью в колене. С уважением потому, что танцор такого высокого класса имеет право идти на риск. Я прекрасно помню, что критиковал Макса за то, что ради золотой медали чемпиона Европы он рискует потерять олимпийскую. Но теперь могу признаться, что знал: частично этот риск был оправдан. Кто знает: откажись Шабалин выйти на старт в Загребе – не потеряла ли бы пара звание первой российской уже на следующем чемпионате страны? Руководство не только российской федерации катания на коньках хорошо помнит американский фильм Сидни Поллака „Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?“. Мне очень нравятся пары Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой, особенно Тесса Вирчу и Скотт Мойр, но я бы хотел увидеть на двух первых местах олимпийского пьедестала почёта Оксану с Максимом и Яну с Сергеем.
Теперь, слава Богу, можно и вернуться на чемпионат Европы. Вряд ли есть смысл рассказывать обо всех, поэтому остановимся на лучших и на наших (что не всегда одно и тоже).
После двух танцев у вчерашних юниоров Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьёва был девятый результат, что предполагает возможность отправки в Ванкувер более опытной пары Екатерина Рублёва/Иван Шефер. В произвольном танце на уже заигранную музыку Adagio by Tomaso Albinoni они показали неплохой танец, за который я дал бы им четвёрку с минусом, а судьи – 84,90 за произвольный и 171,26 в общем зачёте.
Лидеры после двух танцев, Домнина и Шабалин, танцевали очень прилично, хотя и несколько замедленно, под Double Life of Veronique и Requiem for a Dream by Clint. За это их оценили 94,98 баллами, что в итоге составило 199,25 балла и принесло одинцовским американцам звание чемпионов Европы. Хотя было почти на 10 баллов ниже их оценки на чемпионате Европы 2008 года. Вышедшие за ними на лёд Натали Пешала и Фабьен Бурза тоже выбрали одной из музык Requiem for a Dream by Clint, но Александр Жулин сделал под эту музыку совсем иной танец. Быстрый, яркий, но, за счёт торопливости, не без помарок. Тем не менее, французы получили в общем зачёте 188,51 балла и четвёртое место.
За ними танцевали Федерика Файелла с Массимо Скали под музыку Нино Рота и уже во второй раз были оценены выше всех, с оценкой 96,71 балла. И, хотя в общем итоге итальянцы оказались только серебряными призёрами, их победы в оригинальном и произвольном танцах дали Домниной и Шабалину ясно понять: россияне стоят в лифте, который уже достиг верхнего этажа и вот-вот тронется вниз.
Выступавшие последними Яна Хохлова и Сергей Новицкий показали прелестный танец на „Жар-птицу“ Игоря Стравинского, но всё-таки было заметно, что и колено Сергея ещё не работает в полную силу. Так что бронзовая медаль чемпионата Европы – вполне достойная для них награда.



Яна Хохлова/Сергей Новицкий. Какое яичко снесёт Жар-Птичка в Ванкувере?
Фото: www.facebook.com

От Вана Таллина до Вана Кувера


Что же поджидает российских танцоров в Ванкувере? Насколько далёк и высок для них пьедестал почёта? Я – не Глоба и не матёрый человечище, поэтому буду не предсказывать, а рассказывать. Основных конкурентов у российских танцоров немало, и каждый будет чувствовать за собой поддержку тренера и федерации фигурного катания своей страны. В первую очередь, это канадцы Тесса Вирчу и Скотт Мойр, которые, как говорится, будут играть „на своём поле“. Рядом с ними, но не вместе два американских дуэта: МэрилДэвис/Чарли Уайт и Танит Белбин/Бенджамин Агосто. Последние перебежали к Наталье Линичук, что предполагает их поддержку со стороны не только USFSA, но и ФФККР. Разумеется, только вместе с Домниной-Шабалиным. Затем – итальянская пара Федерика Файелла/Массимо Скали, кого будет подтягивать президент ИСУ, Оттавио Чинкуанта. Правда, у последнего осталось очень мало сторонников. Далее идут французы. Если это будут Изабель Делобель и Оливье Шёнфельдер – вся мощь контактов FFSG будет направлена на помощь именно им. За них федерация даже будет готова пожертвовать более молодой парой Натали Пешала/Фабьен Бурза. Если же Делобель и Шёнфельдер поехать не решатся – в бой пойдут Пешала и Бурза, но уже с защищённым тылом. Наверняка хорошо постараются откататься шотландцы Шинед и Джон Керры, но ФФК Великобритании свою мощь давно потеряла.
Как я написал выше, программы Домниной и Шабалина учитывают травму колена Максима. Если Максим сумеет преодолеет боль (в чём я практически уверен), то катание пары и забортная работа Шеховцовой и Ко. может поднять их на высшую ступень пьедестала почёта. Если нет – Яне Хохловой и Сергею Новицкому придётся очень нелегко, так как в мире западных СМИ они мало известны, да и родная ФФККР годами сознательно держала их в тени первой пары. А третий российский дуэт, Боброва с Cоловьёвым, в любом случае будут предметом торговли за первых. Вы нам Хохлову-Новицкого на ..ье место, мы Вам …. на восьмое. Кому-то хватит места в первой десятке, а кому-то достаточно попасть в финал.
Возвращаясь к шансам Домниной-Шабалина: почва для их наград подготовлена. Осталось только не повторить то, что случилось на прошлых Играх с итальянской парой. Весь мир помнит взгляд, которым Барбара Фузар-Поли обожгла своего партнёра Маурицио Маргальо, уничтожившего все её надежды на звание Олимпийской Чемпионки. Оксана, уверен, может взглянуть не менее грозно. В Домниной печи легко не только сгореть, но и расплавиться, а то и выпасть в шлак.

Женское (не)домогание


Итак, уважаемые читатели, рассказ о соревнованиях в женском одиночном катании мы закончили на том, что в первую пятёрку победительниц короткой программы вошли итальянка Каролина Кёстнер, финки Кира Корпи и Лаура Лепистё, гордость Грузии Элене Гедеванишвили и премилая санкт-петербурженка Алёна Леонова. Чемпионка России, Ксения Макарова, была девятой, а москвичка Оксана Гозева и вообще четырнадцатой.
В субботу с раннего утра я постоял у бортика катка и посмотрел тренировку трёх групп. Гозева, уже известная как рекордсменка мира по тренировкам, показала всё, чему научилась у Виктора Николаевича Кудрявцева, и очень хотелось, чтобы она этого не забыла в момент выхода на старт. Знатно откаталась Алёна Леонова – с охотой, мощью и азартом. Ксюша Макарова тоже не ударила в лёд лицом и восхищала собравшихся наблюдателей фигурами – как из программы, так и собственной. Прямая, крепкая спина, длинные красивые ноги и бёдра, красивые, сильные и в то же время выразительные, плавные руки. Воспользовавшись давним знакомством с её отцом и тренером, Олегом Макаровым, я спросил: как он добился такого результата? Одними генами такую фигуру не вырастишь! Олег рассказал, что они с Ларисой (Селезнёвой, партнёршей, со-тренером, любимой женой и заботливой матерью) прочли едва ли не все пособия по правильной подготовке женщин-фигуристок, и втроём с дочерью им следовали. Результат – налицо. Точнее, на тело, так как лицом юная красавица очень похожа на свою маму.

Получил огромное удовольствие от тренировки Эленочки Гедеванишвили, Каролины Кёстнер, Валентины Маркеи и Юлии Себестьен. Элико рассказала, как прыгали вчера её нервы, узнав о приезде президента Грузии – высоко и многооборотно. Обещала прыгать сегодня не хуже них. Упомянула, что сбросила много лишнего веса. Я возразил, что такой вес женщине никогда не лишний, и Анна Семенович – живой тому пример. Договорились, что она временно сбросила балласт, до конца полёта. На том мы и разошлись до начала соревнований.
Первую группу я смотреть не стал, хотя в ней каталась надежда Украины, Наталья Попова – желудок настойчиво жаловался на чувство внутренней пустоты. Набив требуху – прошу прощения, пообедав – я принёс её обратно, в пресс-центр, и мы вместе стали ждать выхода на лёд первой россиянки – Оксаны Гозевой. Как я уже писал выше, на тренировке Оксана чисто исполнила все прыжки. А, выйдя на лёд соревноваться, премиленькая бабочка наделала столько бабочек, что лёд казался летней лужайкой. В общем итоге судьи подарили нерадивой ученице заслуженного тренера Виктора Николаевича Кудрявцева 135,39 балла, которыми Гозева с трудом рассчиталась за тринадцатое место.
После ещё двух девушек, одна из которых Гозевой проиграла, а другая её обскакала, на лёд вышла Ксения Макарова, явно с целью показать соперницам место, где раков нельзя увидеть летом. В общем-то, и показала, сделав ошибку только при выходе из тройного прыжка. Судьи оценили произвольное катание Ксении в 98,79 балла, а общее в 146,85 балла. Что на тот момент ставило Макарову на высшую строчку.
Потом своё мастерство выходила показать Сара Майер, стоявшая после короткой программы на строчку выше Ксении. Прокаталась с помарками, но у судей как раз в это время случился приступ куриной слепоты, поэтому швейцарке выписали 102,58 балла в произвольной и 157,44 в общем зачёте. Макарова опять осталась чуть ниже.
Мадьярка Юлия Себестьен (99,33 и 156,77) и итальянка Валентина Маркеи (94,12 и 149,46) тоже не хотели покидать свои шестое и седьмое места в короткой программе, так что бедная Макарова скатывалась к своему девятому месту. Но тут пришло время обработки льда. После него первой в заключительной группе стартовала Элене Гедеванишвили,



Элене Гедеванишвили - царица Тамар и императрица планеты. Как минимум до Ванкувера.
Фото: www.facebook.com

четвёртая после короткой программы. Перенервничав от вчерашней встречи с Михаилом Саакашвили, бедняжка недокрутила сразу несколько прыжков, но тень президента ещё витала над судейской коллегией, и они выплатили очаровательной грузинке аванс за будущее катание (103,73 и 164,54).
После Гедеванишвили у девушек началось какое-то повальное увлечение падением на лёд и сотворением ошибок, в результате чего, уступив первое и второе места Каролине Кёстнер и Лауре Лепистё, третьей и обладательницей бронзовой медали впервые в истории современной Грузии стала Элене Гедеванишвили! Грузия наверняка будет праздновать этою юбилей не один день! А россиянкам пришлось удовольствоваться местами пониже: Алёна Леонова – седьмая, Ксения Макарова – девятая, а о месте Оксаны Гозевой я уже написал.
Я назвал заметку не случайно: многие участницы соревнований домогались медали, но, в результате, у российских это не получилось.

World copyright by Arthur Werner. All rights reserved. No part of this publication may be reproduced, stored in a retrieval system, or transmitted in any form or by any means, electronic, mechanical, printing, recording, or otherwise, without the prior permission of the author.

© World copyright by Arthur Werner

Scroll to Top