ДВАДЦАТЬ-ДВАДЦАТЬ В ДВАДЦАТЬ ПЕРВОМ

...Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Макс. Волошин "Гражданская война" 1919 г.


Грянул год Двоек – одна в числе века, две в числе года и вскоре ещё одна, когда наступит Год Больших Зимних Олимпийских Надежд – с тремя двойками. Нынешний год - високосный, в нём не 365, а 366 суток – значит, готовиться к будущим спортивным достижениям можно на день дольше.
Но сначала хорошо бы красиво закончить текущий сезон – сначала в Граце, потом в Монреале.

В результате преступного бездействия и патологической корысти спортивных Parteigenossen и связанных с этим санкций пока не ясно, в каком обличии будут выступать российские спортсмены в Пекине – гордыми россиянками и россиянами в красивых спортивных формах с надписью "Россия" на спине или серыми мышами в безликих тряпках, под чужеземным полотном с пятью петлями? Я отношусь к знамени Международного Олимпийского Комитета с уважением, но в данном случае оно скорее символ белого флага – готовности сдаться в плен.

Начиная с раннего Средневековья, ни одна армия не шла в бой под чужим знаменем, в том числе Русская, Белая, Красная, Советская и Российская. Тех, кто призывает к обязательному выходу на старт хоть в тюремной робе, хотел бы спросить: а чем тогда отличаются спортсмены от, скажем, красноармейцев штрафных батальонов, вынужденных идти в бой за Родину в форме без знаков различия? Тем, что штрафники совершили конкретные нарушения или преступления, а спортсменов унижают, превращая в белых ворон, за преступления "неприкасаемых" ?
В основном, сторонники старта даже в водолазных скафандрах - те, кто зарабатывает деньги олимпийскими репортажами, новостями и телекомментариями на уровне околотков, уездов и губерниев, плюс те, кому это выгодно для собственного кармана или собственного престижа.
Но, как учит Новый Завет, "не судите, да не судимы будете", так что перекатимся к фигурному катанию вообще и к чемпионату Европы в частности.

ПАРНИ, ПАРНИ, ЭТО В ВАШИХ СИЛАХ…
В трёх из четырёх дисциплин российские фигуристы просто обязаны были добраться до пьедесталов, вплоть до верхних ступеней, и лишь мужское одиночное катание оставалось под вопросом. Хотя год назад Александр Самарин был вторым.
За место на пьедестале воевали чемпион России Дмитрий Алиев, вице-чемпион Артур Даниэлян и бронзовый призёр чемпионата Александр Самарин.
В короткой программе Алиев и Даниэлян пропустили вперёд себя только опытного чеха Михала Бржезину, а вот Александр Самарин тряхнул стариной лишь на "чёртову дюжину". Утешало лишь то, что считавшийся одним из серьёзных конкурентов, француз Кевин Аймоз, провалил всё что можно и что нельзя и до произвольной программы с 26-го места уже не дотянулся.
Порадовал и этнический грузин московского разлива Мориси Квителашвили, с которым согласилась поработать группа Этери Тутберидзе, в короткой четвёртый из тридцати пяти возможных. Тутберидзе – такая же грузинка того же разлива – успешно смастерила из юноши первого грузинского медалиста. Его спортивный земляк по Москве, Владимир Литвинцев, выступающий под флагом Азербайджана, откатался семнадцатым. На строчку выше судьи поставили уроженца Бруклина Ларри Лупуловера, который катался за Азербайджан, а теперь представляет мужское фигурное катание Болгарии.
Неожиданно хорошо откатался берлинский фигурист Пауль Фентц, закончив короткую с шестым результатом. Это явная удача и для его тренера, Роми Ёстеррайхер. На двадцатое встал Славик Айрапетян – армянин, родившийся в Ереване и выступающий за Армению - редкая птица для Кавказских гор. Мне его катание определённо нравится.
Грузинские фигуристы из самой Грузии закончились Вахтангом Мурванидзе и Элене Гедеванишвили после переворота в тамошней федерации фигурного катания и отстранения тренера Ираклия Джапаридзе с поста президента. Новая глава федерации по фамилии, кажется, Гиоргобиадзе или Гиоргишвили, пришедшая из бизнеса, решила, что покупать фигуристов дешевле и проще, чем их выращивать. .
С удовольствием отметил, что на взрослых чемпионатах Швецию представляет младший сын и брат Александров Майоровых. Майоров-старший до развала страны Горбачёвым и Ельциным был хорошим ленинградским тренером, который когда-то передал Алексею Мишину своего ученика, юного Алексея Ягудина. И уехал с семьёй в Швецию за хотя бы короткой, но стабильной кроной. Несколько лет страну представлял его старший сын, названный в честь отца.
Жаль, что до исполнения произвольной программы не докатился киевлянин Андрей Кокура, ученик очень тонкого, интеллигентного украинского фигуриста Дмитрия Дмитренко, которого до звания чемпиона Европы довёла Лидия Маслюкова и которому помог Валентин Николаев, ученик единственной группы Олега Протопопова и Людмилы Белоусовой. В той же группе катались Людмила и Николай Великовы, которые выращивают ленинградские российские пары уже в третьем поколении. Я имею в виду их внука, Василия.

В произвольной программе ошибки допустили многие, но лидер короткой программы, чех Михал Бржезина свою просто завалил и слетел на седьмое место. Ветеран Самарин поднялся на три места с тринадцатого и замкнул первую десятку, огорчив своего тренера Светлану Соколовскую. Обвинили в провале, как обычно, коньки, которые от стыда за чужое враньё чуть не проржавели. Хотя были совсем новыми. Как там было написано в объявлении? Хороший портной поможет плохому танцору?
Первую тройку составили Дмитрий Алиев (ученик Евгения Рукавицина), Артур Даниэлян (ученик Марины Селицкой – опытнейшего тренера ЦСКА, вместо которой серебряного призёра представляла, по принципу ресторана: готовит блюдо повар, а подаёт на стол официант - начальник школы Елена Буянова), и грузинский москвич Мориси Квителашвили, доведённый до блеска троицей Тутберидзе-Дудаков-Глейхенгауз (до перехода к Тутберидзе юношу учила кататься и прыгать уже упомянутая Марина Селицкая).
В первую десятку вошли и берлинский фигурист Пауль Фентц, и как бы азербайджанец Владимир Литвинцев, с которым работают знаменитый Алексей Четверухин и, кажется, Владимир Котин. Удача для обеих стран.
Можно ли считать первое, второе и десятое места на чемпионате континента триумфом мужского одиночного катания России? Мнения разделяются.

ГОНКИ НА ВСЕХ ПАРАХ
В этих гонках участвовали две пары из Москвы – от Нины Мозер с Мариной Зуевой и от Сергея Доброскокова с Сергеем Росляковым плюс одна из Санкт-Петербурга, от Тамары Москвиной c Артуром Минчуком.
Первый шанс на звание чемпионов Европы в парном катании многие отводили "Рыжикам", хотя на ЧР их поставили на второе место. Марина Зуева сумела не только найти уязвимые места в программах пары, но и избавить от них Евгению Тарасову и, частично, Владимира Морозова. Я имею в виду, например, невыигрышный внешний вид обоих. Впервые Тарасова на льду выглядела не только Женей, но и соблазнительной Жень-щиной. Слегка портила картину лишь не идущая ей причёска. А копна на голове Морозова привела бы в экстаз активистов Лиги защиты домашних насекомых.
Очень жаль, что в короткой Женя слетела с поддержки, и слава Богу, что партнёр успел подхватить её и избавить от серьёзной травмы. Но за это их поставили третьими.

Лично мне больше нравились программы, костюмы и причёски Александры Бойковой с Дмитрием Козловским. Чемпионы России и призёры международных соревнований – яркое доказательство того, что пороха в пороховницах Тамары Николаевны Москвиной ещё достаточно для любого боя и что ленинградская школа парного катания продолжает восхождение на пьедесталы в лице и (крупной) фигуре Артура Минчука. В короткой программе Бойкова и Козловский показали мировой (!) рекорд оценки cвоего катания.
И, конечно, было бы справедливо, если бы Дарья Павлюченко с Денисом Ходыкиным показали, что чемпионы мира среди юниоров доросли до места на пьедестале чемпионата Европы. Что они доказали уже в короткой программе, показав интереснейшие поддержки и став вторыми.
В принципе, была возможность завоевания всех трёх ступеней – из ряда вон выдающимися достижениями конкуренты не блистали. В девятнадцати стартовавших парах, помимо трёх российских, шесть имели партнёра или партнёршу, как это сейчас называется, "с постсоветскими корнями": венгерская, израильская, нидерландская, французская, хорватская и шведская. Часть таких пар тренируется в Москве, но в борьбе против российских дуэтов им этот факт помочь пока не смог. Хотя, конечно, не всё, что с корнями – дерево.

Произвольная программа особых изменений не принесла, разве что Евгения Тарасова распустила узел на голове и стала ещё красивее. Пара показала интересную и сложную программу, но, видимо, ребята всё-таки не успели полностью восстановиться от долгого перелёта и действия разницы в часовых поясах (Jetlag) и сделали несколько ошибок. Поэтому стали вице-чемпионами Европы. Зато на чемпионате мира, в Монреале, Jetlag будет у их соперников.
Чемпионами Европы впервые и абсолютно по праву стали Бойкова и Козловский. Александра и Дмитрий показали фигуры высшего пилотажа и сделали это очень уверенно, с филигранной точностью выбросов, приземлений и выездов. Чувствуется, что Тамара Николаевна занималась с ними наукой побеждать – как это называл другой русский полководец, генерал-фельдмаршал Александр Васильевич Суворов.
Ну и, конечно, заслуженно присвоенным бронзовым медалям были рады Павлюченко с Ходыкиным. Их катание, набор элементов и интересные поддержки заслужили 9,5 баллов по десятибалльной шкале только потому, что выигрывать они к этому старту ещё не привыкли.
Из остальных соревновавшихся пар хотелось бы отметить австрийскую Мириам Циглер/Северин Кифер, которую тренирует мой давний приятель Кнут Шуберт. Мы познакомились с ним на чемпионате Европы 1983 года в Дортмунде, где он выступал в паре c Биргит Лоренц за Германскую Демократическую Республику.
Очень хороших итальянцев, Николь Делла Монику с Маттео Гуаризи, учеников Кристины Маури, впечатливших костюмами. И немцев Минерву Фабиенне Хазе с Ноланом Зеегертом – их тренирует Роми Ёстеррайхер. И не дошедшую до финала украинскую пару София Нестерова/Артём Даренский из города, который раньше назывался Днепропетровск. У них опытный, знающий тренер, Вячеслав Ткаченко, но, к сожалению, с приходом ко власти на Украине новой партии условия работы с украинскими спортсменами лучше не стали.


Judges on Duty meeting перед выходом на лёд. Обсуждают кого куда

ТАНЕЦ УМИРАЛ, ТАНЕЦ ОЖИЛ!
В тройке российских танцоров на чемпионате России две первых пары шли, говоря языком ипподрома, "ноздря в ноздрю". Одни судьи предпочли Викторию Синицыну с Никитой Кацалаповым, другие Александру Степанову с Иваном Букиным, третьими стали Тиффани Загорски с Джонатаном Гуэррейро .
Конечно, предварительно верхняя ступень танцевального пьедестала в Граце была забронирована для Габриэллы Пападакис с Гийомом Сизероном, чьи почти безукоризненные, вымуштрованные, выхолощенные движения с механическими чувствами вызывают эмоции, далёкие от положительных. Может, наконец-то техническая бригада прозреет и, наконец, попытается оценивать танец как нечто, свойственное мужчинам и женщинам, а не киборгам?
Оказалось, не может или не хочет – беседа судей отражена на вышестоящей картинке. Победителями в исполнении ритмического танца опять назвали киборгов, второе место отдали „Вике и Нике“, на третье поставили итальянскую пару Шарлен Гуиньяр/Марко Фаббри. Четвёртое и пятое заняли соответственно дуэты Степанова/Букин и Загорски/Гуэррейро. Впрочем, Синицина с Кацалаповым ритм-танец у киборгов фактически уже выиграли. Если бы французской судье успели дать по рукам вовремя – Пападакис с Сизероном были бы на втором месте. Неужели судьи прозрели?
Свежо предание…. Как бы то ни было, второе место от первого отделяли всего пять сотых балла.
Судя по времени от окончания произвольного танца Пападакис и Сизерона до выставления оценок, борьба шла более чем серьёзная и, наконец-то, закончилась смещением со ставшим для французов уже привычного трона на второе место, а короны с задержкой, как минимум, на сезон, надели на головы принцессы Виктории и королевича Никиты. Мне, в принципе, не важно, какие цвета входят в триколор чемпионов, но Синицына и Кацалапов однозначно были лучшими танцорами на этом чемпионате. Не спорю, французы показали великолепную технику, но я уже несколько лет замечаю, что катаются оба без малейшего намёка на какие бы то ни было человеческие эмоции и улыбаться начинают только на диване в "уголке поцелуев и слёз". На льду "всё человеческое им чуждо". Именно по этой причине я и назвал их киборгами. Любой танец - это, прежде всего, выражение чувств, будь то бал в Венcкой Опере или в Кремле или костёр в джунглях Амазонки или африканской пустыне.

А теперь, с позволения читателей, хочу высказать мнение старого придираста о том, почему я не вижу чемпионами пару Степанова/Букин, хотя за Сашенькой и Иваном Андреевичем с большим интересом наблюдаю с их первых международных стартов в Дортмунде.
В нашем, пока ещё гетеросексуальном, мире, танец исполняют партнёр и партнёрша, причём партнёр должен быть ведущим. Если речь идёт о соревнованиях, то даже тем, кого сегодня называют альфа-самцом. Как и его отец, Иван таковым никогда не был. В паре Бестемьянова/Букин ведущей была и остаётся Наталья Бестемьянова, которой уже давно присвоили уважительное звание "Рыжая Бестия". А очаровательная Александра Степанова – милейшая девушка с, думаю, прекрасным характером, которую нужно вести на танцы, в концерт, домой, в ЗАГС, в роддом и т.д. и т.п. Следовательно, тренерам и хореографам стоило бы ставить танцы с возможностью для партнёра показывать, если хотите, клыки.
В этом отношении у новых чемпионов Европы роли распределены идеально: Никита – охотник, Виктория – победа по имени и трепетная лань по образу. Такого распределения ролей у Кацалапова, кажется, не было даже с Еленой Ильиных.
Не понравились мне и чёрные костюмы дуэта Степанова/Букин: чёрный – цвет траура, а не победы. Здесь, мне кажется, прекрасно выглядели костюмы пары Загорски/Гуэррейро. Тиффани как красно-рыжее пламя смотрелась очень убедительно в обрамлении чёрного костюма Джонатана.
Возвращаясь в мир сказок, закончу эту главу возгласом: Рыцари победили Дракона!

И ЖОК, И ПОП
Ну и, наконец, о самом популярном и самом непредсказуемом: женском одиночном разряде, разделившемся на ЖОК – женское одиночное катание и ПОП – подростковое одиночное прыгание. Обе полусферы имеют полное право на существование, обе нравятся себе, своим поклонникам, разным тренерам и некоторым судьям, а также определённой группе журналистов.
Обе стремятся к местам на ступенях пьедестала. Одни – до него докатиться, другие – на него запрыгнуть.

Вот как описал эту ситуацию в своей новой книге "О чём молчит лёд?" планетарно известный тренер чемпионов Европы, мира и Олимпийских игр, профессор Алексей Николаевич Мишин:
"Усилиями Этери Тутберидзе в океан фигурного катания запущены маленькие агрессивные пираньи, которые будут пытаться искусать плавающие в нём тела взрослых фигуристок. Можно предполагать, во что это выльется, но окончательная картина наверняка будет ещё более интригующей и замысловатой, чем самые смелые прогнозы.

Действительно, Этери Георгиевна Тутберидзе, Сергей Викторович Дудаков, Даниил Маркович Глейхенгауз и их соратники произвели в женском фигурном катании переворот, пролетев гиперзвуковой ракетой через время и вынудив мир одиночного фигурного катания перевести стрелки по их часам. Я уже писал в своей конференции, что метод Тутберидзе „каждая против каждой“, построенный на принципе групповых мероприятий в детских садах и младших классах школ, превращает тяжёлые тренировки в соревновательные игры, снижая и моральную, и физическую усталость. В такие игры дети играют с удовольствием, поэтому намёки некоторых СМИхунов на то, что фабрика Тутберидзе производит роботов, истине не соответствуют. Вполне возможно, что полученные знания Этери Георгиевна привезла из США и внедрила только когда получила собственную школу..

Хотя я по-прежнему беспокоюсь, зная, что чрезмерные нагрузки на ещё не окостеневшие скелетики ведут к ранней инвалидности – несмотря на то, что в этой школе учат и как правильно прыгать, и как правильно падать
Как говорил Шурик в фильме "Кавказская пленница", Птичку жалко!

Думаю, что истинным любителям и ценителям фигурного катания обоего пола (особенно мужского) приятнее смотреть на развитые, красивые "тела взрослых фигуристок", ведь телосложение почти всегда женственнее теловычитания.
На старт короткой программы вышли семь групп по пять девушек в каждой. Первые пять с половиной групп я смотрел под слова звучащего в ушах марша из булгаковского «Мастера и Маргариты»: «Его превосходительство любил домашних птиц и брал под покровительство хорошеньких девиц» действительно, девицы были хорошенькими, многие с уже женскими фигурами, их программы по большей части фигурным катанием, а прыжки были дополнением к элементам. В конце шестой группы надо льдом начали нависать тучи предстоящей грозы. Гром грянул в седьмой – первой на лёд вышла 15-летняя девочка Анна Щербакова, которая показала не только два сложных прыжка и красивый каскад с небольшой помаркой, но и набор сложных элементов, выигрывающих и благодаря её длинным ножкам. Вслед за ней на лёд вышла 16-летняя девушка Алёна Косторная, выглядевшая уже почти взрослой, и прокаталась ещё лучше и ещё красивее. Она и сама по себе дивно хороша со своим красивым, я бы сказал, породистым, лицом. А вот выглядящая самой юной, почти ребёнком, Александра Трусова снова ошиблась пару раз и стала третьей. Разумеется, "прыгунья от Бога" решила обыграть всех вообще своими прыжками в четыре оборота, которых анонсировала аж пять. Трусова прыгает так высоко, что, сними с неё коньки и дай ей в руки шест – Елена Исинбаева лопнула бы от зависти.

В субботу вечером 24 женщины, девушки и девочки сводили счёты. В первых трёх группах по шесть участниц хотел бы отметить настоящую северную красавицу из Эстонии, Эву-Лотту Киибус, выращенную ведущим эстонским тренером Анной Леванди, когда-то хорошо известной советской фигуристкой Анной Кондрашовой. После нескольких сбивок в короткой программе, Эва-Лотта показала в произвольной всё, чему научилась, и сделала это безукоризненно. Закончила чемпионат на седьмом месте. Неплохо откаталась фигуристка из Словении Даша Грм, которую, кажется, когда-то тренировал уже ушедший в мир иной Борис Успенский. Порадовала немка Николь Шотт. Но всё внимание сосредоточилось на последней группе.

Первой в этой группе на лёд вышла москвичка Екатерина Рябова, выступающая под флагом Азербайджана. Хорошая фигуристка с сильным характером. Честолюбивая, так что можно ожидать её входа в пятёрку лучших в Европе и в десятку – в мире. В Граце стала шестой.
С удивлением услышал комментарии не только Татьяны Тарасовой, но и Алексея Ягудина, который, как сказали бы в советские времена остряки "Москонцерта", не ходит на открытие только консервных банок. Мне жаль олимпийского чемпиона: бедняга уже более десяти лет разрывается между двумя Татьянами – женой и тренершей. Как со-комментатор женского одиночного катания он был нужен Тарасовой меньше чем собаке пятая нога.

После Рябовой катались девушки из Финляндии и Швеции – финская чуть хуже, швейцарская чуть лучше. А потом… Потом на лёд вышел российский спецназ.
Три девицы на катке победили налегке?
Победили, но совсем не налегке. Анна Щербакова прыгнула три четверных, с одного упала, но показала лучшую оценку в произвольной. Абсолютная очаровашка Сашенька-Александра Трусова из пяти обещанных "четверных" прыгнула три, с двух упала. Возможно, таким образом её тело выразило протест против перегрузок? Заработала бронзовую медаль. Я бы от себя дал ещё малую золотую – за самую искреннюю, самую открытую улыбку. Алёна Косторная напрыгала массу тройных как отдельно, так и в каскаде, но с одного (тройного лутца) в конце программы всё-таки слетела, став второй. Правда, с самым высоким общим зачётом получила звание чемпионки Европы 2020 года.

P.S. Ну, а "на сладкое" пикантная новость: российская сборная могла лишиться двух медалей из трёх. По законам Германии и Австрии, несовершеннолетние до 16 лет могут принимать участие в общественных мероприятиях, заканчивающихся не позднее 22-х часов, и кое-кто из доброжелателей обратился в полицию города Граца с жалобой на несовершеннолетних. Оказалось, что в провинции Штирия, в которой находится Грац, такие соревнования разрешены до 23-х часов. Интересно, до какого часа имеют право выходить на лёд несовершеннолетние в провинции Квебек в Канаде?

© World copyright by Arthur Werner. All rights reserved. No part of this publication may be reproduced, stored in a retrieval system, or transmitted in any form or by any means, electronic, mechanical, printing, recording, or otherwise, without the prior permission of the author.

© World copyright by Arthur Werner

Scroll to Top