ВРЕМЯ ПОДСЧЁТА ЦЫПЛЯТ

Олимпийский сезон Солт-Лейк-Сити закончился, дав начало олимпийскому сезону Турина. Игры в США не могли не быть самыми большими, самыми дорогими и вообще самыми-самыми: тому обязывал организаторов престиж страны как великой державы (как, впрочем, и организаторов Московской Олимпиады 22 года назад). В какой-то мере они ими и стали: мир давно не знал скандалов, равных произошедшим в столице штата мормонов.

Сборная России по фигурному катанию была представлена тремя спортивными парами: Елена Бережная/Антон Сихарулидзе, Мария Петрова/Алексей Тихонов и Татьяна Тотьмянина/Максим Маринин, тремя мужчинами: Алексем Ягудиным, Евгением Плющенко и Александром Абтом, тремя милыми женщинами: Ириной Слуцкой, Марией Бутырской и Викторией Волчковой и двумя танцевальными дуэтами: Ирина Лобачева/Илья Авербух и Татьяна Навка/Роман Костомаров. В женском одиночном катании главная ставка была сделана на Ирину Слуцкую: бросившая тренера Мишель Кван уже не представляла собой серьезной угрозы в борьбе за золотую медаль. Но со Слуцкой случилось то, что ей еще в 1996 году в Софии, когда она впервые стала чемпионкой Европы, предсказывала Мария Бутырская: завоевать звание в 22 года тяжелее, чем в 16. В Солт-Лейк-Сити, как за несколько недель до того в Лозанне, расстановка мест зависела только от Ирины - и она помогла стать олимпийской чемпионкой малолетней американке Саре Хьюз, чье детское катание пока что так же далеко от женского, как и ее недоразвитая фигурка. Конечно, в чем-то Слуцкая виновата сама: в заявленном каскаде 3Т - 3С она прыгнула сальхов только в два оборота, слегка "смазала" флип и вообще, видимо, решила катать только заведомо уверенные элементы, не подвергая риску возможность получить золотую медаль. Отказ от риска и сказался на цвете ее награды. Но и у Хьюз, запрыгнувшей с четвертого места на первое, произвольное катание не было безошибочным. Насколько позволил мне оценить его технический уровень экран телевизора, в каскаде 3S - 3R и с сальхова, и с риттбергера Сара приземлилась нечисто, в каскаде 3Т - 3R недокрутила четверть оборота, да и ЗL исполнила далеко от совершенства. То есть, лично для меня Хьюз заслужила в произвольной программе максимум третью оценку - во всех случаях ниже, чем Саша Коэн, чье падение, правда, повлекло за собой немалую скидку <десяток>, зато программа была намного выше и по технике, и по качеству исполнения. Тем не менее, судьи из Канады и США Дебора Ислам и Джозеф Инман, явно пляшущие под одну дудку, дали Коэн только четвертое место, а, видимо, прислушивающаяся к звукам этой дудки немка Сисси Крик даже пятое. Ислам и Крик поставили Ирину Слуцкую на третье место, а итальянец Паоло Пиццокари на четвертое, позади Хьюз, Кван и Коэн. В свою очередь, Хьюз получила пять первых мест от арбитров из Германии, Италии, Финляндии (Пекка Лескинен), Канады и США, второе место от Ирины Абсалямовой из Беларуси, третье от словачки Марии Храчовцовой и два четвертых - от россиянки Татьяны Даниленко и датчанки Ингелизы Блангстед. Ирину Слуцкую лучшей признали четверо: Даниленко, Храчовцова, Блангстед и Абсалямова. То есть, до золотой медали Слуцкой не хватило одного тройного прыжка и одного судейского голоса. Конечно, серебряная медаль - это не самый худший вариант, особенно в сравнении с девятым местом унесенной ветром собственной музыки Викторией Волчковой или шестым - ветерана женского одиночного катания Марии Бутырской, катавшейся как во сне: красиво и медленно. Короче говоря, при прочих равных условиях олимпийской чемпионкой Солт-Лейк-Сити в женском одиночном катании должна была стать все-таки Ирина Слуцкая, второй - Саша Коэн и третьей, может быть, Сара Хьюз.

В мужском одиночном катании "ставка, больше, чем жизнь" делалась на обоих воспитанников Алексея Мишина: Евгения Плющенко и Алексея Ягудина, которого все четыре года последнего олимпийского цикла готовила Татьяна Тарасова. ОКР был более или менее уверен в том, что оба займут лучшие места, вопрос стоял только в том, кто какое. Мишин пытался доказать, что выпавший из его лодки фигурист непременно утонет, Тарасова была уверена в том, что при наработанной технике Ягудину для победы достаточно обладать хорошей программой, красивым костюмом и стабильными нервами. Первые она придумала сама, для последнего пригласила известного специалиста Рудольфа Загайнова и оказалась права. Плющенко же нервничал вместе с тренером и уже в короткой программе допустил одну серьезную ошибку, упав с прыжка в четыре оборота. И, хотя судьи прекрасно знали о том, что он этим прыжком давно и свободно владеет, бедного россиянина спихнули на совсем незаслуженное четвертое место. В результате Ягудин и Тарасова стали олимпийскими чемпионами, а Плющенко с Мишиным - серебряными призерами. Третьим вообще-то мог быть Александр Абт, но сторонники интернационализма на пьедестале почета судьи <переложили> его американцем и японцем.

Что же касается танцев, то там в очереди на три призовых места в танцах стояло, как минимум, четыре дуэта: Анисина/Пейзера (Франция), Лобачева/Авербух (Россия), Фузар-Поли/Маргальо (Италия), Борн/Краатц (Канада) и буквально в затылок им дышали литовцы Дробязко/Ванагас.

Олимпийскими чемпионами по праву стали Марина Анисина и Гвендаль Пейзера. Они были лучше во всех четырех танцах: и в обязательных, и в оригинальном испанском, поставленном балетмейстерами театра оперы и балета в Мадриде, и в произвольном, где опять блеснула своими умением и фантазией Наталья Дубова. Тем не менее, именно в обязательных и оригинальном танцах почти рядом с ними я бы поставил Ирину Лобачеву и Илью Авербуха, которые впервые за несколько последних лет не только катались, но и выглядели со вкусом: красивые, но не кричащие костюмы. Даже голова Ирины приобрела блеск работы рук хорошего куафера, избавившись, наконец, от вида тряпки, о которую художник вытирает кисти,. Видимо, в группе Линичук - Карпоносова появился кто-то с безупречным вкусом. Что бы там ни заявляли обиженные на решение судей комментаторы российского телевидения, серебряная медаль Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха была достойной наградой тем, кого за год до этого вообще оставили без <знаков качества>. Можно спорить, чей оригинальный танец был оригинальнее: россиян или французов, но произвольная программа Лобачёвой и Авербуха была построена на спекуляции "Американской трагедией" 11 сентября 2001 года и олимпийского золота ни в коем случае не заслуживала. Политике в спорте делать нечего, да и телодвижения Ильи, пытавшегося "потушить" Ирину, мало напоминали то, что имеет право называться танцем. Хороша была литовская пара Маргарита Дробязко/Повилас Ванагас. Жаль только, что за их чудную, рассчитанную на впечатлительного зрителя интеллигентную программу медалей в зру быстрых телодвижений не дают. Если бы судейство было настолько объективным, что выставляло бы оценки за технику катания и за представление танца, а не за личные амбиции или коллекции портретов бывших президентов США, то Дробязко и Ванагас имели бы полное право на бронзовую медаль, поменявшись местами с итальянцами, где партнер так и не научился кататься на одной ноге.

Из остальных танцоров яркое впечатление на меня произвели в первую очередь болгары Албена Денкова/Максим Ставийский, англичане Марика Хампфрис/Виталий Баранов и украинцы Елена Грушина/Руслан Гончаров. Ну, а в парном катании план на "золото" был выполнен, хотя и не без осложнения - самого знаменитого скандала Девятнадцатой Белой Олимпиады. Нет никаких сомнений в том, что золотые медали Елены Бережной и Антона Сихарулидзе были абсолютно заслуженными. Неважно, что это было не лучший их прокат - он был лучшим на этой Олимпиаде. На фоне выступления россиян старая программа канадской пары выглядела на редкость заСаленной, и смотреть на скандальное поведение Джейми Сале и Дэвида Пеллетье было так же неприятно, как и на их радость в ходе процедуры навешивания на их шеи золотых медалей "второй свежести". Средства массовой информации много писали о вине французского арбитра Мари-Рен Ле Гунь, вызвавшей огонь на себя, но Ле Гунь была не более чем пешкой в чужой игре, так и не получившей надо полагать, обещанную ей корону ферзи. Комедия, разыгранная при этом Международным союзом конькобежцев (ИСУ) была на самом деле не более, чем стариннным эстрадным номером под названием "борьба двух нанайских малышей", где под костюмами обоих борцов скрывается один артист. Как мы помним, Президент ИСУ Оттавио Чинкуанта подтвердил, что золотые медали были выданы Бережной и Сихарулидзе по заслугам и что ИСУ не сомневается в правильности судейского выбора. Это решение ИСУ было опротестовано тем же Чинкуантой, но выступавшим уже в качестве руководителя отдела зимних видов спорта Международного Олимпийского Комитета, от имени которого он и выдал канадцам золотые "дубликаты", объяснив свой поступок тем, что Олимпийские Игры не являются чемпионатом ИСУ, а стоят под эгидой МОКа, который якобы и принял решение "озолотить" Сале с Пеллетье. В эту версию верится с большим трудом, так как Жак Рогге вряд ли стал бы по собственной инициативе вмешиваться в работу арбитров вида спорта, в тонкостях которого он не разбирается - против этого говорят ум и чувство такта бельгийского врача-ортопеда, сумевшего занять кресло Хуана Антонио Самаранча в довольно сложных условиях. На самом деле, за всей этой грязной историей стояло скорее всего североамериканское телевидение, которое не только платит ИСУ сотни миллионов долларов за право трансляции чемпионатов Европы, Четырёх Континентов и мира, а также обеих серий Гран При ИСУ - взрослой и юниорской, но и заказывает музыку на американский вкус. Поняв, что на расставшуюся с тренером Мишель Кван как на олимпийскую чемпионку Солт-Лейк-Сити рассчитывать уже не приходится (о победе Сары Хьюз никто в те дни даже не думал), крайне заинтересованное в повышении числа зрителей ТВ приняло решение сделать победителями Олимпиады в США хотя бы соседей-канадцев и оказало, при поддержке мощных СМИ США и Канады, жесточайшее давление на президента ИСУ как на получателя денег. А Мари-Рен Ле Гунь, надо полагать, была использована самим Чинкуантой только для того, чтобы помочь ему избавиться от Дидье Гайаге, который мог стать серьезным конкурентом на выборах нового президента ИСУ. Не знаю, насколько оправдал себя этот шаг, но к тому моменту, когда пишется эта статья, Оттавио Чинкуанта уже был избран президентом на третий срок, а Гайаге исчез из списка членов Совета ИСУ.

Но пора вернуться к радостям и тягостям повседневного бытия. Сезон 2001/2002 года закончился довольно скандальным чемпионатом мира в Нагано, наступило время федераций раздавать тумаки и медали и время подсчитывать цыплят, ибо в фигурном катании цыплят, переживших зимнюю пору, считают задолго до осени. Судя по письменным документам, на состоявшейся сравнительно недавно в Москве конференции Федерации фигурного катания на коньках России дуэт её пожизненного президента Валентина Писеева и человека с не совсем понятной функцией <председателя конкурсной комиссии> Леонида Хачатурова дружно распевал на все лады рефрен из известной утёсовской песенки времён их молодости: "А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо!". Но давайте не станем им подпевать, пока не разберём несколько строк этой интересной песни, обозначенной как "Постановление Конференции Федерации от 24 мая 2002 года".

"Заслушав и обсудив отчетный доклад Президента Федерации Писеева В.Н. "О работе Президиума и Исполкома Федерации фигурного катания на коньках России в период с сентября 2000 по май 2002 гг.", Конференция отмечает, что..... Усилия Федерации, её региональных отделений и членских организаций были направлены на развитие фигурного катания и повышение мастерства занимающихся, обеспечение необходимых условий для подготовки сборной команды к участию в Олимпийских Играх 2002 г. в Солт-Лейк-Сити. Из 12 олимпийских медалей российские фигуристы завоевали 5: золотые в парном катании.., и в одиночном катании среди мужчин.., три серебряные медали: в соревнованиях по одиночному катанию среди мужчин и женщин и в танцах на льду... Выступление спортсменов России на последующем чемпионате мира в Японии, где они завоевали три из четырех золотых наград, подтвердило их высокий класс и авторитет российской школы фигурного катания>. Звучит оптимистически и многообещающе, особенно упоминание о региональных отделениях и членских организациях. Однако, просмотрев другой документ под названием "Итоги ежегодного смотра-конкурса на лучшую работу ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ и отделений членских организаций ФФКнКР за 2001 год", убеждаешься, что региональных отделений в России почти не осталось: в номинации "Высшее спортивное мастерство" приняли участие всего 7 школ, в том числе три из Москвы (ЭСДЮШОР профсоюзов, ЭВШСМ <Москвич>, СДЮШОР ЦСКА), одна из Санкт-Петербурга и по одной из Кирова, Самары и Казани, а в важнейшей для будущего российского фигурного катания номинации "Подготовка спортивного резерва" - 15 школ, из которых шесть принимало участие и в предыдущей номинации: две из Санкт-Петербурга (СДЮШОР и Центр "Кристалл", две из Москвы, а также уже известные нам ОСДЮШОР из Кирова, ДЮСШ # 10 из Самары и РСДЮШОР из Казани. Впервые в смотре-конкурсе приняли участие школы из Череповца, Челябинска, Белгорода, Ленинградской области и Салехарда, зато на нём отсутствовали такие когда-то ведущие школы подготовки будущих чемпионов, как Екатеринбургская, Пермская, Самарская и т.д., в настоящее время уже практически закончившие своё существование. Так что с подготовкой спортивного резерва дела обстоят далеко не самым блестящим образом. Правда, конференция частично признаёт малозначительную роль Федерации в победах сезона фигуристов и подтверждает, что довольно успешное выступление российских фигуристов на Олимпиаде-2002 "стало возможным благодаря самоотверженной творческой работе ведущих тренеров Т.Тарасовой, Т. Москвиной, Ж.Громовой, Н.Линичук, В.Кудрявцева, А.Мишина, Р.Арутюняна, Л.Великовой, О.Васильева, А.Жулина". Оставив в стороне Олега Васильева (на самом деле поставила Тотьмянину и Маринина в пару и подняла их на нынешний уровень петербурженка Наталья Павлова), мы должны отметить, что едва ли не все упомянутые тренеры трудились самостоятельно, практически без поддержки Федерации, хотя результатами украсило грудь именно ее руководство. За счет исчезновения основы пирамиды выращивания молодых фигуристов практически иссяк приток "полуфабрикатов" в группы тренеров высшего уровня, способных подготовить будущих чемпионов. Более того, из-за жесткого прессинга со стороны руководства Федерации, требовавшего во что бы то ни стало показать результаты в олимпийском сезоне 2002 года, ведущие наставники сделали ставку только на своих <медальных> воспитанников. То есть, на время двух минувших сезонов превратились в режиссеров театра одного актера, бросив остальных учеников на произвол постолимпийской судьбы. Конечно, Татьяна Тарасова из российских спортсменов готовила только Алексея Ягудина и оставила без внимания иностранцев, но уже у Алексея Мишина, чье стремление доказать преимущество Евгения Плющенко перед его же бывшим учеником переросло едва ли не в манию, абсолютно безрезультатно для себя проболтались на льду как минимум целый олимпийский сезон Елена Соколова, Андрей Грязев, Татьяна Басова. Жанне Громовой, полностью занятой подготовкой Ирины Слуцкой, не хватило времени для работы с Людмилой Нелидиной, Елена Чайковская пустила "на самоход" чемпионку мира среди юниоров Кристину Обласову и т.д. Не лучше обстоят дела и в подготовке тех одиночников, которых скоро можно будет называть мужчинами: помимо Евгения Плющенко только Александр Абт (с точки зрения любительского фигурного катания человек уже не молодой) остался единственным "резервом" на призовые места в будущем сезоне. Ни Илья Климкин, ни Роман Серов, ни другие пока так и не достигли чемпионского уровня, да и молодежь типа Андрея Грязева или Станислава Тимченко выступила на ЧМЮ в Хамаре далеко не блестяще (как на других соревнованиях и Сергей Добрин). В "Итогах выступления юниорского состава сборной команды страны на чемпионате мира среди юниоров 2002 года" руководство Федерацией отмечает, что "Слабо ведётся подготовка одиночников на местах. Сегодня уже не составляют конкуренцию спортсмены из Перми, Кирова, Самары" и дает ценнейшее указание: "Руководителям школ необходимо срочно пересмотреть учебно-тренировочный процесс, обратить особое внимание на начальное обучение спортсменов, больше проявлять инициативы по организации совместных тренировок и соревнований с ведущими тренерами из других школ". Правда, господа начальники оставляют без ответа вопрос о том, каким образом руководители школ смогут финансировать этот процесс, хотя прекрасно знают о почти полном прекращении финансирования спортивных школ в российской глубинке.

Одни только работающие семейным, но дружным дуэтом петербургские тренеры Людмила и Николай Великовы сумели справедливо поделить свое внимание между незаслуженно "опущенными" Марией Петровой с Алексеем Тихоновым и своими остальными парами. Изо всех школ российского фигурного катания лишь у этих супругов есть настоящий "спортивный резерв", состоящий из тандемов Юлия Обертас/Алексей Соколов, Мария Мухортова/Павел Лебедев, Юлия Карбовская/Сергей Славнов и еще одной-двух пар, пока еще не заявивших себя на международном льду.

В танцах же, на мой взгляд, произошел в последние годы полный обвал. Дело даже не в том, что Илья Авербух проиграл своей бывшей партнерше Марине Анисиной, а в том, что, если не считать Лобачёву с Авербухом, "взрослых" танцоров, способных завоевать призовые места, в России к наступлению олимпийского сезона вообще не было (если не считать Татьяну Навку, вступающую на порог своего тридцатилетия).

Печально признавать, но к началу XXI века российское фигурное катание осталось с одной-единственной взрослой танцевальной парой, способной завоевать медали. И это в стране, в которой ещё лет десять назад хороших и отличных танцевальных дуэтов хватило бы на то, чтобы занять на любом чемпионате мира с первого по десятое места. Как же дошли российские танцы до такого состояния?

Вскоре после развала СССР многие тренеры кинулись за рубеж ради борьбы не столько за светлое будущее, сколько за обеспеченное настоящее. Тогда же ушли в профессиональные театры на льду Елена Чайковская и Татьяна Тарасова и перебралась в США Наталья Дубова, из-за чего места лучших учителей танцев федерации фигурного катания на коньках России на время опустели. Сославшись на народную поговорку, гласящую: "когда нет гербовой бумаги, пишут на простой", ФФКнКР позволила занять место в первом ряду тренеру, творчески не способному стать лидером российского танца. Правда, те, кто её в то время продвигал, надеялись, что муж и партнёр тренера, интеллигентный человек с неплохим вкусом и недурными манерами, станет в этой паре ведущим, а не ведомым.

О том, что эти надежды не сбылись, писать бы не стоило, если бы забравшаяся в кресло не по размеру наставница, при поддержке или попустительстве руководства Федерации, не повела себя как запущенное в чужой огород рогатое домашнее животное, известное своим упрямым характером и дефицитом молока. В течение одного-полутора олимпийских сезонов были разбиты и уничтожены танцевальные дуэты, лучшая часть которых вполне могла претендовать на места на пьедесталах почёта чемпионатов Европы, мира, и, не исключено, Олимпийских Игр. Вот эти имена:

Чемпионы мира среди юниоров:

1992 года - Марина Анисина (1975) и Илья Авербух (1973)

1993 года - Екатерина Свирина и Сергей Сахновский (1975)

1995 года - Ольга Шарутенко (1978) и Дмитрий Наумкин (1976)

1996 года - Екатерина Давыдова (1978) и Роман Костомаров (1977)

1997 года - Нина Уланова (1979) и Михаил Стифунин (1978)

Танцоры, не успевшие стать чемпионами:

Ольга Ганичева (1974) и Максим Качанов (1973)

Екатерина Гвоздкова (1981) и Денис Егоров (1980)

Екатерина Гвоздкова и Николай Морозов (1975)

Анна Семенович (1978) и Владимир Фёдоров (1971)

Оксана Потдыкова (1979) и Денис Петухов (1978)

Татьяна Навка (1975, по другим данным 1973) и Николай Морозов (1975)

Ксения Сметаненко (1979) и Игорь Луканин (1974)

Анна Семенович (1978) и Роман Костомаров (1977)

Некоторые "половинки разбитых корыт" нашли себе других партнёров, но из всех только Илья Авербух смог дойти до медалей и, конечно, Марина Анисина, но уже с Гвендалем Пейзера и под совсем другим триколором. Сергей Сахновский, правда, завоевал в Нагано с Галит Хаит бронзовую медаль для Израиля, но эта бронза с самого начала была покрыта патиной интриг. Что же касается остальных, то очаровательная и прекрасно выкатанная "статуэточка" Екатерина Гвоздкова катается с Тимуром Аласхановым, которого от уровня медалиста пока ещё отделяет дистанция огромного размера, красавицу Анну Семенович вынудили уйти со льда на сцену (где она пользуется немалым успехом), талантливый и самобытный Владимир Фёдоров тренирует в США, Николай Морозов служит в США тренером-ассистентом у Татьяны Тарасовой, разочарованная Нина Уланова подалась в "Холидэй он айс". Хорошо владеющий техникой танца Игорь Луканин возит по льду уже второй американский "утюг" под флагом Азербайджана, Ксения Сметаненко вышла замуж за хоккеиста Сергея Гончара и родила дочку.

Считавшегося восходящей звездой и надеждой российского танца на льду Романа Костомарова разлучили с Екатериной Давыдовой и отправили в США к тренеру, по чьей прихоти он был вынужден кататься с несколькими далеко не всегда подходящими ему партнёршами. В конце концов Костомаров ушёл от Натальи Линичук к Александру Жулину и встал в пару с Татьяной Навкой, с которой может завоевать всё что угодно, кроме звания олимпийского чемпиона.

Несравненно лучшая на сегодняшний день и по владению коньком, и по своей манере держаться на льду молодая мать, может, и получит медаль в будущем сезоне, но ее шансы на олимпийскую награду в Турине кажутся мне весьма и весьма призрачными, хотя занять место не только рядом с ней, но и на ступеньку ниже в российском танце на льду пока некому. Вернувшиеся в любительское фигурное катание Тарасова и Чайковская не нашли общего языка с руководством федерации и, как киплинговский кот, <ходят сами по себе>, выкатывая иностранных танцоров. Недавно у Татьяны Анатольевны появилась в Москве собственная школа под громким названием "Национальная академия танца на льду Татьяны Тарасовой" (сокращённо - "Три Тарасенка"), в которой под руководством ТАТ работают молодые, талантливые тренеры, а сама она в США готовит к грядущим триумфам москвичей Светлану Куликову и Арсения Маркова. Правда, только что я узнал, что Катю Гвоздкову и Тимура Аласханова взяла к себе Наталья Дубова, потому теперь я отнюдь не исключаю возможность их появления на чемпионате России в Казани где-то совсем рядом с чемпионами.

А в результате того, что целое поколение хорошо выученных танцоров 1974 - 1979 гг. рождения было выброшено со льда за ненадобностью и непригодностью, в танцах на льду образовалась пустота, заполнить которую немедленно, сейчас не могут даже лучшие юниоры из-за отсутствия имени, известности и того необходимого опыта борьбы на международных состязаниях, который приходит только с годами.

Двукратные чемпионы мира среди юниоров Наталья Романюта (1982) и Даниил Баранцев (1982), бывшие свердловчане, переехавшие вместе с тренером Алексеем Горшковым в подмосковный город Одинцово, многое потеряли из-за Даниила, возомнившего себя звездой, хотя пока что он достиг лишь стадии мгновенно пролетевшего метеорита. Пара пропустила сезон и должна начать восход на пьедестал победителей российского чемпионата заново. В первую тройку танцоров, надо полагать, войдет и уже упомянутый мной неплохой, но пока ещё не очень сильный дуэт Светлана Куликова (1980) и Арсений Марков (1981), перешедшие от Олега Эпштейна к Татьяне Тарасовой. На этом список ведущих танцевальных пар Российской Федерации, к сожалению, и заканчивается. Правда, в юниорах все-таки есть несколько более или менее достойных "бутонов". Это, скажем, воспитанники уже упомянутой мной "Национальной академии танца на льду Татьяны Тарасовой" Елена Романовская (1984) и Александр Грачёв (1984), бронзовые призёры ЧМЮ-2002. ученики Светланы Алексеевой и ее дочери Елены Кустаровой. В группе этих тренеров я видел несколько юниорских танцевальных пар, в которых очень хороши были девочки. Если их партнеров-мальчиков удастся вывести из состяния Буратино, московский <Локомотив>, может, и сумеет в будущем ввезти эшелон российского танца в гору.

В подмосковном Одинцово, у Алексея Горшкова, появился новый дуэт: Оксана Домнина (1984) и Максим Шабалин (1982). Партнер, воспитанник самарского тренера Олега Судакова, занял в паре с Еленой Халявиной (1983) второе место на ЧМЮ-2002 в Хамаре, Домнина была там же седьмой с Максимом Болотиным, который сейчас катается на "Локомотиве". Я видел еще очень сырой прокат Домниной/Шабалина и думаю, что эта юниорская пара уже в наступающем сезоне сможет заявить о своем праве на существование.

Прекрасных детей-танцоров растит у себя и один из лучших специалистов по подготовке молодёжи Алла Беляева, но для поливки ее ростков в лейке Федерации фигурного катания на коньках России никогда не было воды и при этом руководстве уже не будет. Честно говоря, ситуация грустная. Об этом говорила в интервью московской журналистке Оксане Тонкачеевой и баронесса Елена фон Осипова, более известная под фамилией супруга, Анатолия Чайковского:

ЕфО: Русская школа есть,... но ее нужно возрождать. В последние годы танцами на льду на высшем уровне просто не занимались, поэтому мы многое упустили. Нельзя было допускать того, что произошло. Ведь по сути дела все наши лучшие танцоры уехали... Ни в одном виде спорта нельзя делать ставку на то, что твои спортсмены будут жить за границей, выезжать оттуда на соревнования, а ты тут будешь на них ориентроваться. У нас своя земля, свои катки, может быть похуже условия, но мы же на них всю жизнь чемпионов растили!... Правда, привыкшая работать на высшем уровне, Елена Анатольевна забыла упомянуть, что и на низшем и среднем уровнях дела обстоят ничуть не лучше, зато условия для работы там намного хуже.

Какое же будущее ждет российских фигуристов в ближайшие годы, за какими медалями пошлют их в 2006 году в Турин и что нужно сделать для того, чтобы олимпийские надежды сбылись хотя бы частично? И, раз уж мы пошли в глубину событий, кто виноват в развале российского фигурного катания?

Разумеется, не федерация этого вида спорта или, по крайней мере, не только она. Я не знаю, каким бюджетом располагает Валентин Николаевич Писеев, но уверен, что этого бюджета не хватит даже для минимальной поддержки всех существовавших в России школ фигурного катания - основания той пирамиды, верх которой увенчан бронзовыми, серебряными и золотыми медалями. Для того, чтобы спасти пирамиду, Писеев должен был бы иметь в руках власть Путина и деньги Березовского заодно с Гусинским, Потаниным и Рэмом Вяхиревым. Главными виновниками я осмелился бы назвать Бориса Ельцина и Владимира Путина - даже, пожалуй, не столько самих "государей", сколько крутящихся вокруг них вельмож. Стоило крестьянину из деревни Будка Талицкого района Свердловской области сменить волейбол на более благородный и, главное, индивидуальный теннис, как все столичные обезьяне не только сами срочно превратились в заядлых "ракетчиков", но и выстроились в очередь отдавать своих детей и внуков в теннисные школы. Заодно туда же были перекинуты и средства на развитие спорта, которыми заведовали эти обезьяне. Теперь вместо тенниса пришла мода на карате и горные лыжи, а фигурное катание, вместе с другими пострадавшими видами спорта, опять осталось, что называется, "на бобах".

Естественно, что провинция никоим образом не отстает от столицы, в результате чего во многих областях местные Антоны Антоновичи Сквозник-Дмухановские объявили о сокращении или даже прекращении материальной поддержки школ высшего спортивного мастерства всех видов спорта, кроме тенниса. Оставшиеся без средств к существованию тренеры помоложе воспользовались подъемом "железного занавеса" и разбежались гастарбайтерами по всем континентам нашей планеты. Ударило это и по фигурному катанию. В своих репортажах с чемпионата мира среди юниоров 2002 года я писал, что в Хамаре российские тренеры стояли за бортиком с учениками из следующих двадцати одной стран (согласно английскому алфавиту): Андорры, Австралии, Канады, Хорватии, Чехии, Финляндии, Франции, Германии, Великобритании, Венгрии, Израиля, Кореи (Южной), Мексики, Польши, Словакии, Словении, Испании, Швейцарии, Швеции, США и Югославии. Двадцать второй была Россия. Как тут не вспомнить слова Максима Маринина, ответившего на вопрос, где ему лучше: в Америке или в России так: "Конечно, дома лучше. Но что ж поделаешь, если все хорошие тренеры туда уехали?". Правда, в стране осталась горстка энтузиастов, продолжающих выращивать детей за минимальную зарплату, но и их с каждым днём становится меньше и меньше. Поэтому, к сожалению, можно говорить о развале знаменитой советской пирамиды подготовки спортсменов.

Можно ли было предусмотреть и предотвратить этот развал? Предусмотреть - наверняка: профессионалы фигурного катания не могли не знать, к чему приведет снижение, а во многих местах и полное исчезновение начальных школ, так называемых "инкубаторов" по выращиванию фигуристов. Предотвратить - пожалуй, нет: вместе с упразднением командно-административной системы государственного управления исчезла и вертикальная связь, позволявшая верхам заставлять низы оплачивать региональную физкультуру и спорт.

Готовить новых чемпионов трудно ещё и из-за постоянно возрастающих требований международного союза конькобежцев (ИСУ). Живущие на миллионы, получаемые от телевидения, руководители этого союза по требованию последнего превратили фигурное катание в фигурное прыгание. Красивое, техничное владение коньком и умение скользить уже не относятся к большим достоинствам фигуристов, так как на пьедестал победы они могут только запрыгнуть <четверными> и <тройными> прыжками. Не исключено, что в ближайшие год-два какие-нибудь китайцы не ухитрятся показать тулуп в пять оборотов и тем самым еще до Турина закрутить очередную спираль повышения сложности катания. А для того, чтобы научить спортсмена или спортсменку новым, более сложным прыжкам и элементам, нужно не только много времени, но и много льда, за который сегодня на основных стадионах Российской Федерации просят больше, чем этот лед стоил бы даже в стаканах с коктейлями.

Надежда только на ту элиту детских тренеров, которая, как и в "недобрые старые времена", работает ради радости видеть свои результаты, на самом деле не имея никаких материальных предпосылок для такой возможности. Пару лет назад, после пресс-конференции в Гельзенкирхене, один немецкий журналист задал такой вопрос Рафаэлу Арутюняну: "Раньше, в Советском Союзе, тренерам платили зарплату, эквивалентную двум часам работы, остальные двадцать два часа в сутки они работали бесплатно. Как обстоят дела сейчас?" Тренер Александра Абта подумал и ответил: "Сегодня платят всего за один час, та и то нерегулярно". Но теперь уже и сам Арутюнян уехал кормить семью в США, и всю оставшуюся элиту можно пересчитать по пальцам одной-двух рук.

А чего можно ожидать от судейства в свете реформы, принятой на конгрессе ИСУ? Есть ли увереность в том, что новая система, при которой судить будут 14 арбитров, а на табло появятся оценки только девяти из них, каждый раз произвольно выбираемые компьютером, станет стопроцентно объективной? Боюсь, что нет, хотя, разумеется, она более или менее усложнит возможность подкупа судей. Хотя, наверное, следует дать системе показать себя в действии, и только после этого говорить об ее эффективности. Может быть, теперь объектом "подмазывания" станет компьютер - точнее, тот, кто его обслуживает. В одной из песен покойного Александра Галича, героем которой являлся автомат по продаже газированной воды, к нему обращались так: "Мы отучим тебя умничать, мы научим тебя жульничать".

"Фигурное катание" июль 2002 г.

© World copyright by Arthur Werner

Scroll to Top